Святой Джуниперо Серра

Имя этого человека известно каждому калифорнийскому школьнику. Испанский миссионер, заложивший множество известных городов, таких как Сан-Диего, Сан-Франциско, Сент-Луис (штат Миссури), Сан-Антонио (штат Техас). На его счету девять из семнадцати первых францисканских миссий в Новом Свете. Суровый монах в коричневом хабите до сих пор является противоречивой фигурой, вызывающей множество споров.

Он родился на острове Майорка в 1713 г. и жил здесь до тридцати шести лет. При крещении ему дали имя Мигель-Хосе, но, вступив в шестнадцать лет в Орден Братьев Меньших, он попросил дать ему имя Джуниперо в честь одного из первых последователей св. Франциска. Руководство Ордена сразу обратило внимание на его пытливый ум и склонность к науке, поэтому брата Джуниперо сначала отправили изучать, а потом и преподавать философию. Он же стремился быть миссионером, поехать в Индию, чтобы обращать язычников.

Брат Джуниперо был умен и прекрасно знал философию, но все остальное было ему неинтересно. Его не влекли ни наука, ни музыка, ни искусство. Сын простых крестьян, он стремился к максимальной бедности и не хотел услаждать ничем свой ум и тело. Нередко под его хабитом скрывались железные вериги, в кровь натиравшие кожу. Он регулярно занимался самобичеванием. Кроме того, улыбка никогда не озаряла его сурового лица. Брат Джуниперо был убежден, что смех, пение, танец, да и любое проявление радости не подобает монаху-францисканцу, который должен быть строг и нищ во всем.

После рукоположения брат Джуниперо еще несколько лет преподает философию в Пальма-да-Майорка, пока руководство Ордена не принимает решения отправить его на миссию в Новый Свет. В 1749 г. вместе с группой монахов он отправляется в Мексику. Свое служение здесь он начинает с паломничества к Божьей Матери Гваделупской. Во время пешего перехода Серра тяжело поранил ногу, последствия травмы будут давать о себе знать всю оставшуюся жизнь.

Работе в Мексике он посвящает без малого шестнадцать лет. Францисканцы строят новые миссии и школы. О. Хуниперо много внимания уделяет проповеди среди индейцев, изучает их языки. Здесь же формируется его представление о том, как должна быть устроена францисканская миссия, каким образом должны строиться взаимоотношения испанских миссионеров, конкистадоров и местного населения.

Серра известен как блестящий проповедник. Индейцы специально приходят в миссии, чтобы его послушать. В дневниковых записях одного из учеников о. Джуниперо мы находим интересную запись, характеризующую его миссионерский стиль. «Однажды брат стал говорить о покаянии, — пишет очевидец, – важным аспектом которого является умерщвление плоти. При этих словах брат Джуниперо опустил одежды до пояса, взял железную цепь и стал хлестать себя. Видя такое рвение, один из слушателей последовал его примеру. Он столь безжалостно хлестал себя по спине и плечам, что стала проступать кровь. Наконец, индеец упал без чувств и вскоре умер у ног священника. Брат Джуниперо обратился к изумленным слушателями, увещевая их быть верными Христу до смерти и говоря о том, что этот смелый человек уже пребывает с Господом в раю».

Когда отцу Джуниперо исполняется пятьдесят четыре года, его направляют в Калифорнию. Эти земли недавно покинули члены Общества Иисуса, и теперь их миссионерские начинания предстоит продолжить францисканцам. Серра ревностно берется за дело. Он направляется вдоль океанского берега на небольшом корабле, выискивая поселения индейцев. Несмотря на преследующую его боль в ноге, он прыгает с борта на камни, чтобы быстрее достигнуть своей будущей паствы. Как утверждает предание, о. Джуниперо крестил около семи тысяч индейцев.

Обратившиеся в христианство, местные жители теперь должны были жить в миссиях, носить одежды, похожие на европейские. Кроме того, Серра настаивал на их обучении. Все это в наши дни является поводом для обвинения его в бесчеловечном отношении к индейцам. Дело в том, что разработанный им опыт совместного проживания крещенного местного населения послужил толчком для создания так называемых резерваций. Надо сказать, что первоначальные условия в миссиях, действительно, были ужасающими. Спали в огромных бараках, практически вповалку. Нередким явлением при такой скученности людей были эпидемии. Индейцы, привыкшие к охоте и свободе, теперь вынуждены были работать, подобно европейским крестьянам. Мало того, их посадили за парты и стали учить, что тоже ограничивало их свободу.

В то же время суровый о. Джуниперо постоянно защищал интересы вверенных его пастырской опеке индейцев, требуя, чтобы алчные конкистадоры не использовали наручники и не пытались превратить местное вольнолюбивое население в рабов. Об этом свидетельствуют дневниковый записи и сохранившаяся переписка.

Постепенно условия в миссиях улучшались. Да и индейцы начинали перенимать европейский образ жизни. Почитание о. Джуниперо началось еще при его жизни. Индейцы приписывали ему всевозможные чудеса. Например, то, что он проповедью мог остановить эпидемию. Сами же францисканцы воспринимали это со снисходительной улыбкой.

Возглавив миссии в Калифорнии, Серра продолжает неустанно трудится. Только один раз он покинет эти земли, чтобы отправиться в Мексику. Причиной его путешествия станут разногласия с губернатором Калифорнии, безжалостно угнетавшем индейцев. О. Джуниперо добьется его смещения с поста и назначения своего кандидата.

Памятуя наставление францисканского Устава, он все свои миссии обходит пешком, не пользуясь ни лошадью, ни мулом. Однажды он и идущие с ним братья никак не могли найти место для ночлега. Пока неожиданно не набрели на маленький домик, где их встретили приветливые хозяева, жившие в этой глухомани вместе со своим маленьким сыном. Францисканцам оказали радушный прием, накормили, уложили спать, а утром дали воды и хлеба в дорогу. Когда братья достигли ближайшего поселения индейцев, то с изумлением узнали, что в этих местах и на расстоянии двух дней пути нет никакого жилья. Тогда благочестивые братья поняли, что им оказало приют само Святое Семейство.

Множество благочестивых историй о Серра сохраняется в Калифорнии до сих пор. Все они бережно собираются в музее его имени.

Умер отец Джуниперо Серра от укуса змеи в возрасте 71-го года в своей любимой миссии имени св. Карло Борромео (сейчас это город Кармель в Северной Калифорнии). Несмотря на почитание, причисление его к лику блаженных состоялось только в 1988 г. Возможно, это связано с тем, что земли Калифорнии со временем перешли в управление протестантов. Францисканцев на многие годы изгнали из этих земель. Здания миссий разрушались. Многие из них стали восстанавливаться только в XX веке. Тогда же братья стали собирать архивные данные о своих давних предшественниках.

Пока по молитвам бл. Джуниперо произошло только одно исцеление. Чудо, необходимое для причисления его к лику святых, пока официально не признано. Тем не менее, во время своего визита в Манилу Папа Франциск сказал о том, что в сентябре во время посещения США причислит Джуниперо Серра к лику святых, поскольку почитание этого человека и его несомненные заслуги не требуют подтверждения чудом.

23 сентября 2015 года Папа Франциск во время своего визита в США причислил Джуниперо Серра к лику святых.

Анна Гольдина

Сакро Конвенто

В Средние века места казни преступников располагались вне городских стен. В Евангелиях место за пределами города, где был распят Иисус, называется «лобное» (Мф 27:33, Мк 15:22, Ин 19:17). Так и в Ассизи холм, на котором казнили преступников, находился вне стен, к западу от города.

Франциск сам хотел, чтобы его похоронили в этом месте, потому что считал себя худшим из грешников. В то время это место называлось «адский холм». Если на большинство людей оно наводило ужас, то для Франциска это место, преображенное в свете Евангелия, было постоянным напоминанием о Страстях Христовых и образцом для подражания. Когда Франциск выразил желание быть похороненным здесь, папа Григорий IX, брат Илия и генерал ордена Джованни Паренти, решили построить базилику на этом месте к западу от Ассизи, заставив городские власти перенести лобное место.

Строительство монастыря было учреждено папой Григорием IX и велось параллельно со строительством базилики. Первые жилые помещения для братьев, частично вырезанные из скалы, стали фундаментом монастыря. Они называются Папским или Григорианским Дворцом. Он был завершен в 1239 году. Сейчас обитель окружена портиком с двойной многоуровневой лоджией, построенной каменщиками Комо в 1492-93 гг.

Структура монастыря продолжала расти медленно и только к середине 1300-х гг. начала оформляться в органичный план, благодаря вмешательству кардинала Альборноса, который финансировал строительство нового лазарета и незаконченной обители св. Геронтия позади апсиды.

Нынешнюю структуру Сакро Конвенто дал папа Сикст IV; при нём были созданы бастионы, поддерживающие всё строение. В ходе этой работы был построен портик площади Сан Франческо перед Нижней Базиликой. Последним существенным дополнением стало строительство верхнего дормитория, завершившееся в первом десятилетии 1600-х гг.  

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

- Именно Сакро Конвенто считается духовным центром ордена францисканцев, несмотря на то, что курия ордена расположена не здесь, а в Риме.

- Сегодня место, на котором построен монастырь, называется «райским холмом», в противовес названию «адский холм», которое оно носило во времена Франциска.

- Весь монастырский комплекс и земля, на которой он стоит, является собственностью Ватикана, так как устав ордена не позволяет  братьям иметь собственность.

Источник (англ.): www.sanfrancescoassisi.org

Порциункола

У подножия горы, на которой расположен Ассизи, отшельники из Палестины построили часовню ещё в первые века христианства. Эта часовня вместе с небольшим участком земли была отдана ордену Святого Бенедикта в 6 веке. Название «Порциункола», то есть, маленькая часть, как предполагается, произошло как раз от передачи этого небольшого кусочка собственности. Маленькая церковь называлась Санта Мария дельи Анжели, то есть, Святой Марии Ангельской, и жители Ассизи часто приходили туда, чтобы молиться.

Когда Святой Франциск оставил мир, его первым благочестивым актом было восстановление этого святилища Царицы Небес, которое к тому времени обветшало. Многие необычайные милости были явлены ему в этой маленькой церкви. Царица Небесная соделала это место колыбелью его ордена. Здесь же она испросила для него великую индульгенцию, благодаря которой Порциункола стала известна во всем христианском мире.

Однажды ночью особый импульс побудил святого Франциска прийти в часовню. Там он увидел Господа нашего и Его Святую Мать, окруженных большим войском ангелов. С удивлением и благоговением святой простерся по земле, поклоняясь божественному величию. Затем он услышал голос Господа, призывающий его с невыразимой нежностью просить любой угодной ему милости. Ничто так не волновало сердце Франциска, как спасение душ, поэтому, после нескольких минут размышлений, он попросил милости полного прощения грехов для всех, кто посетит это маленькое святилище, сокрушаясь о своих грехах. Мария опустилась на колени перед своим Божественным Сыном и повторила ходатайство своего верного слуги.

Тогда Господь сказал Франциску: «Ты просишь о большой милости, но ты получишь её. Иди к Моему викарию на земле, которому Я дал власть связывать и разрешать, и попроси его во имя Мое предоставить эту индульгенцию».

Незамедлительно Франциск предстал перед Папой Гонорием III, который, убедившись в истинности видения, удовлетворил его просьбу, но с ограничением – индульгенция может быть получена лишь в один день в году. Этим днём было назначено 2 августа как годовщина освящения часовни. По велению Папы и в присутствии семи епископов, святой Франциск проповедовал о божественном явлении в Порциунколе при великом стечении народа. С этого времени Порциункола стала ежегодной целью бесчисленных паломников. Впоследствии индульгенция была распространена на все дни года.

Большая базилика была построена над часовней, так что санктуарий сохранился в своем первоначальном виде. Силой своей апостольской власти Папы распространили эту индульгенцию на все францисканские церкви и, на особых условиях, и на некоторые другие. Они также установили, что индульгенцию можно получить не единожды, но столько раз, сколько человек, побывавший на исповеди и получивший святое Причастие, посетит храм в праздник Порциунколы и помолится Господу, Богородице и святым в намерениях Святейшего Отца. Кроме того, индульгенция может быть получена для душ, пребывающих в чистилище.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

- Так как Порциункола была получена святым Франциском в аренду у бенедиктинского аббата Теобальда, братья-францисканцы каждый год преподносили монастырю Сан Бенедетто корзину, полную рыбы. Эта традиция соблюдается и сегодня.

- Перед смертью святой Франциск попросил братьев принести его и положить на земле рядом с Порциунколой. Теперь на месте его смерти в базилике Санта Мария дельи Анжели расположена часовня «Транзито», а так же розарий, в котором по сей день растут розы без шипов. По легенде, они выросли на том месте, куда попала кровь святого Франциска.

Источник (англ.): franciscan-sfo.org

Каталог ссылок

Францисканские сайты

www.ofmconv.org en it es pl
Официальный сайт Ордена Братьев Меньших Конвентуальных

www.ofm.org en it es
Орден Францисканцев - Братьев Меньших (OFM)

www.ofs.it
Францисканский орден мирян (Третий орден)

www.franciscan-archive.org en
Францисканcкий архив (документы, статьи, источники на разных языках, портреты святых)

www.sanfrancescoassisi.org it es en fr
Базилика и Священный Монастырь св. Франциска в Ассизи

www.basilicadelsanto.org it es de en fr
Базилика и монастырь св. Антония в Падуе

www.angelfire.com/home/marienthal2001/marienthal.htm en
Международная францисканская молодежная группа

www.franpax.org en
Францисканцы - борцы за мир (OFM Cap.)

www.basilicadeifrari.it it en
Францисканская базилика Девы Марии Преславной в Венеции

www.porziuncola.org en it de fr es
Базилика Пресвятой Девы Марии Ангельской (Порциункола)

www.franciscain.net ft
Францисканcкая духовная семья во Франции

www.franciszkanie.pl pl
Францисканцы в Польше

www.santantonio.org/portale/home.asp it en fr de es
Портал, посвященный св. Антонию Падуанскому

www.franciscancards.com en
Францисканские открытки в Интернете

www.uzbekistan.franciszkanie.info ru
Сайт францисканцев в Узбекистане


Католические сайты

www.vatican.va en it es de po
Святой Престол - официальный сайт

www.catholic.ru ru
Базовый ресурс о КЦ в России -- ссылки, координаты приходов, Катехизис, архив газеты "Свет Евангелия"

www.oecumene.radiovaticana.org/rus/index.asp ru
Русская страница "Радио Ватикана"

www.agnuz.info ru 
Католическая информационная служба Agnuz

www.polska.ru/kultura/religia/index.shtml ru
Религия в Польше

www.newadvent.org en
New Advent: католическая энциклопедия, библиотека, новости, книги, периодика, мультимедиa

www.caritas.ru ru
Каритас Европейской Части России - благотворительная организация

www.catedra.ru ru
Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Москва

www.catherine.spb.ru ru (есть оглавление на др. языках)
Сайт прихода Св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге

www.teologia.pl/ros.htm ru pl
Католическое вероучение в вопросах и ответах

http://www.claret.ru/liturgy/lb.htm ru
Литургическая тетрадка

www.artbene.ru/index.shtml ru
Мир духовной музыки

www.carmil.ru ru
"Кармель" - Сайт о св. Терезе Авильской и св. Хуане де ла Крус


Христианство

bible-center.ru ru
Превосходный библейский ресурс. Текст Библии на ряде языков, гипертекст, комментарии, лекционарий, статьи.

www.radiomaria.ru ru
Радио Мария, С.-Пб.

www.radioteos.ru ru
Радио Теос, Москва, С.-Пб.


Другие полезные ресурсы

http://www.sclj.ru
Славянский правовой центр — оказание юридической помощи и ведение судебных дел, связанных с защитой прав граждан и организаций на свободу совести и вероисповедания.

www.krotov.info ru
Библиотека Якова Кротова - Библия, мыслители, богословие, публицистика, беллетристика


Поддержите служение

 

Мы благодарны всем, кто поддерживает служение нашего Ордена  в России.

Особенно благодарим за молитвенную и моральную поддержку.


Мы молимся обо всех наших благодетелях.

 

Пожертвования можно перечислять на наш банковский счет.

 

В качестве назначения платежа следует указать «добровольное пожертвование».

 

Полученные средства используются на уставные цели нашего Ордена:

  • Забота о красоте и достоинстве литургии
  • Благотворительность
  • Распространение христианских ценностей в обществе (издательская и культурно-просветительская деятельность)