Российская францисканская община

рада приветствовать Вас на нашем портале!

 

Здесь Вы сможете познакомиться со святым Франциском Ассизским и основанным им в 1209 году монашеским орденом, с францисканской духовностью, с историей францисканцев в России, жизнью и различными видами нашей деятельности в современном мире и нашей стране.

По примеру св. Франциска, в духе христианской любви мы всем желаем Мира и Добра!

 

 

Сюжет о праздновании 5-летия освящения храма и 25-летия возвращения францисканцев в Россию 8–9 сентября 2018 г. в Монастыре Святого Антония Чудотворца в Санкт-Петербурге:

   

     

Знаки Царства Небесного. О чем может рассказать иконография святого Антония Падуанского?

23 мая во Францисканском культурном центре в Москве прошла вторая беседа цикла «Со святым Антонием – ко Христу», под названием «Знаки Царства Небесного. Иконография святого Антония Чудотворца». Вел встречу о. Андрей Буко OFMConv., настоятель монастыря Святого Максимилиана Кольбе в Черняховске. Он подготовил для просмотра презентацию фресок, икон и картин с изображением св. Антония Падуанского, охватывающих период с XIII по XVII века.

Самые ранние изображения св. Антония – с Книгой, Священным Писанием, которое он изучал постоянно. Книга – это первый знак Царства Небесного. Она издревле символизирует знание, учение, проповедь. Святой Франциск и святой Антоний сами созерцали и постигали Слово Божие и проповедовали, вдохновленные Библией. Папа Григорий IX назвал св. Антония «Ковчегом Завета». Этим именем также называют Деву Марию. Подобно тому, как Богородица носила в Себе Христа, св. Антоний носил в себе мудрость Священного Писания (тут можно провести аналогию со скрижалями, которые находились в Ковчеге Завета). Среди изображений св. Антония с Книгой – образ в духе Караваджо, написанный Маркантонио Бассетти (I пол. XVII в.): святой Антоний в капюшоне (знак уединения и сосредоточенности) вдумчиво читает Священное Писание; картина Доменико Беккаруни «Увенчание славой Девы Марии», на которой св. Антоний и Папа сосредоточенно склонились над Священным Писанием, стремясь постичь его глубины, и другие произведения.

Мы привыкли к изображению святого Антония с Книгой, лилией, Младенцем и хлебом (эти знаки о. Андрей подробно рассмотрел во время беседы), но не совсем обычно для нас изображение святого с крестом, как, например, у Беато Анжелико. На иконах крест обычно держат в руках мученики, но святой Антоний мучеником не был. Можно предположить, что, поскольку художник был доминиканским монахом, это изображение отсылает к Фоме Аквинскому, который, указывая на крест и прославляя мудрость Христа Распятого, говорил: «Вот Книга». Святому Антонию принадлежат слова о том, что Христос, распятый на кресте, это «зеркало, в которое мы должны смотреться», потому что ни в каком другом месте человек не может настолько осознать, сколько он стоит и сколь велико его достоинство, искупленное Христом.

На картине из Музея Наварри св. Антоний изображен с книгой в одной руке и блюдом с виноградом в другой. Это отсылает нас к евангельскому образу Христа-лозы, лишь «привившись» к которой, мы способны принести добрые плоды. И напоминает о словах св. Антония: «Пусть умолкнут слова, и начнут говорить дела».

Полный текст беседы с иллюстрациями будет опубликован в одном из ближайших номеров францисканского альманаха «Брат Солнце».

202-й Генеральный Ординарный капитул Ордена Францисканцев Братьев Меньших Конвентуальных начал работу в Ассизи

18 мая в Ассизи начал работу 202-й Генеральный Ординарный капитул Ордена Францисканцев Братьев Меньших Конвентуальных. В нем участвуют около 100 делегатов, представляющих почти 4000 братьев в 68 странах и 608 общинах. Российскую Генеральную кустодию святого Франциска представляет о. Дариуш Харасимович, генеральный кустод.

Работа капитула началась с оценки деятельности Ордена за последние шесть лет. 25 мая Капитул изберет нового Генерального министра, после чего состоятся выборы членов Генерального Совета Ордена. Затем участники капитула переедут в г. Коллеваленца, где обсудят и утвердят Генеральный Статут и документы о формации и образовании в Ордене: «Discepolato Francescano» и «Ratio Studiorum». Генеральный капитул продлится до 17 июня.

Источник: ofmconv.net

Радостной Пасхи от братьев францисканцев!

Дорогие друзья,
Первые слова Иисуса Христа Воскресшего: «Мир вам!»
Девиз Ордена Францисканцев — это тоже слова о мире.

Желаю от всего сердца, чтобы мир Господа Воскресшего наполнил вашу жизнь, все дела, принёс глубокое убеждение о свершившейся Победе Христа над злом. Пусть ничто не поколеблет в вас уверенности в том, что Христос пребывает с нами в любых обстоятельствах. А служение братьев францисканцев, согласно девизу Ордена — «Мир и добро!»— пусть станет орудием мира Христа Воскресшего.

От имени братьев Российской Генеральной кустодии св. Франциска, о. Дариуш  Харасимович

Новинка Издательства францисканцев: "Кайрос. Время, когда достаточно лишь Бога"

 

В Издательстве францисканцев вышла книга католического священника Петра Павла Лапы «Кайрос. Время, когда достаточно лишь Бога». Это сборник из 36 проповедей, размещенных в соответствии с ритмом литургического года, основанных на глубоком знании Библии и ее культурных контекстов – как древних, так и современных.

Епископ Иосиф Верт, ординарий католической Преображенской епархии в Новосибирске, так отзывается об этой книге: «Эти проповеди помещают Слово Божие в нашу действительность, в наше "здесь и сейчас", обогащая его ветхозаветным и культурным контекстом, необходимым для более глубокого прочтения и понимания Священного Писания. Книга адресована всем, потому что Благая Весть – для всех. Эта книга повествует о любви Христа, которая дарит радость и мир. Вы можете обращаться к ней в трудных жизненных ситуациях, а также при подготовке к молитве».

Еще один отзыв: «Автор старается избегать абстрактных размышлений, зато прекрасно чувствует себя в повседневной реальности. Он стремится назвать своими именами добро и зло, человеческие достижения, дьявольские искушения и брошенный нам вызов. По прочтении проповедей возникает не желание написать рецензию, а взглянуть внутрь себя – тщательно проанализировать свой собственный образ мыслей и поступков» (Епископ Гжегож Рысь).

Отец Петр Павел Лапа в 2006 году окончил семинарию «Redemptoris Mater» в Варшаве. После рукоположения в течение 10 лет служил викарием в варшавских приходах, в пастырской деятельности уделяя особенное внимание работе с молодежью из группы риска, занимался пастырской опекой супругов. С 2016 года несет служение в Барнауле.

Первая встреча цикла «Со святым Антонием – ко Христу» прошла в Москве

28 марта во Францисканском культурном центре в Москве состоялась первая встреча цикла «Со святым Антонием – ко Христу», посвященного личности и наследию самого почитаемого католического святого – Антония Падуанского. Миллионы паломников, побывавшие у гробницы святого в Падуе, распространяют весть о его заступничестве, и его титул чудотворца известен по всему миру.

Во вступительном слове о. Андриан Зудин OFMConv. рассказал о жизни святого, предложив посмотреть на его путь к святости: Антоний, будучи человеком высокого происхождения, больших знаний и талантов, неоднократно был вынужден смиряться перед волей Божьей, отказываясь от своих планов, зачастую горделивых, и принимая то, что ему предлагал Господь. Весь его жизненный путь был путем познания смирения и покаяния.

Францисканство Антоний выбрал для того, чтобы умереть мученической смертью, восхитившись подвигом братьев, отправившихся на проповедь в Марокко. Однако в Марокко, куда отправился Антоний, его постигла болезнь, а потом корабль, которым он возвращался на родину, прибило к берегам Италии, и Антоний попал на капитул Ордена францисканцев, где познакомился с Франциском. Антоний хотел стать великим героем, а Франциск говорил о великом смирении; Антоний хотел совершить великий подвиг, а Франциск говорил о простоте и покаянии… Долгое время св. Антоний не был известен как проповедник, а скромно нес послушание на монастырской кухне, и только случай открыл братьям его таланты.

Главный редактор Католической энциклопедии Виталий Задворный прочитал лекцию «Святой Антоний – первый францисканский ученый». Он пояснил, что название лекции, в определенном смысле, условное. Антоний не был настоящим университетским профессором, как например, его младший собрат, генерал Ордена, св. Бонавентура, который сделал науку и образование одним из приоритетных направлений деятельности Ордена. Благодаря этому появилось новое направление в философской мысли, получившее название «Францисканской философской школы». Но прежде, чем это произошло, нужно было, как всегда это бывает, скромное начало, и это скромное начало образования в Ордене было заложено святым Антонием.

 

Подробнее...