Роль францисканцев в распространении культа Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

8 декабря Церковь литургически вспоминает Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии. Францисканцы много сделали для принятия этого догмата и распространения празднования в Католической Церкви.

Как известно, еще в первые века христианства говорилось об особой роли Пресвятой Девы в истории Спасения. Уже в конце VII века в Восточной Церкви было распространено празднование в воспоминание зачатия Марии. Основанием для почитания и литургических текстов стало Протоевангелие от Иакова. Оно не вошло в состав канонических Евангелий, но описываемые в нем события нередко становятся материалом для духовного размышления всей Церкви над тайной Богоявления. Стоит сказать, что на текстах этого Протоевангелия основывается также праздник Введения во храм Святой Девы.

Надо сказать, что догмат о Непорочном Зачатии был не сразу принят Церковью. Среди его противников было множество великих богословов,  в том числе и францисканских. Например, св. Бонавентура. Тем не менее, именно францисканцу Иоанну Дунсу Скоту принадлежит формулировка этого догмата: для того, чтобы оказалось возможным спасение всех людей Иисусом Христом, Бог заранее избавил Его Матерь от первородного греха ввиду грядущих заслуг Ее Сына. Таким образом, Непорочное Зачатие – это не некое исключение, а совершенное проявление спасительной благодати Иисуса Христа.

Активному распространению культа Непорочного Зачатия способствовали не только францисканские проповедники, но и Папы-францисканцы. Так в 1477 г. Папа Сикст IV одобрил литургическое празднование Непорочного Зачатия и даже посвятил ему Сикстинскую капеллу.

В 1848 г. Папа Пий IX, который был францисканским терциарием, создал богословскую комиссию для рассмотрения возможности о провозглашении догмата о Непорочном Зачатии. Богословская работа была завершена через шесть лет и 8 декабря 1854 г. Непорочное Зачатие Девы Марии было утверждено как догмат.

8 декабря 1322 г. Папа Иоанн XXII издал буллу «Ad conditorem canonem», в которой Святой Престол отказался от управления имуществом Ордена Братьев Меньших. Таким образом, францисканцы получили «экономическую самостоятельность» от Рима.

8 декабря 1493 г. францисканский священник Хуан Перес, прибывший в Новый Свет вместе с Христофором Колумбом, совершает первую марийную Мессу на вновь открытой земле. Это происходит на Гаити, в местечке, получившем название Поинт Консепсьон, как раз в честь Непорочного Зачатия Девы Марии.

В 1900 году Папа Лев XIII выпустил буллу «Conditae a Christo», согласно которой женщины, принесшие обеты и живущие общинной жизнью, могут получить статус религиозного института. Так общины францисканок получили возможность для обретения законного статуса в Церкви, и теперь сестер, принадлежащих к таким общинам, также воспринимают как монахинь.

В 1982 году Папа Иоанн Павел II подтвердил Устав Францисканского Ордена мирян.