Первые францисканские мученики в Святой Земле

14 ноября Францисканская семья вспоминает первых мучеников на Святой Земле.

Николай Тавелич родился в 1340 г. В ранней юности вступил в Орден Братьев Меньших. В 1372-1373 гг. отправился по призыву Папы Григория XI и Генерального викария Ордена о. Бартоломея де ла Верна в Боснию, где в это время было распространено движение богомилов, секты манихейского толка. Среди шестидесяти монахов, направившихся в эту страну, был и Деодат из Родеза, с которым в последствии Николай Тавелич будет проповедовать в Святой Земле.

Деодат родился в окрестностях современного французского городка Родез, тогда эта местность называлась Цивитас Рутенорум, «город реутов» по имени кельтского племени, жившего здесь. Вступил в Орден и был рукоположен во францисканской провинции Аквитания.

12 лет священники живут и проповедуют бок о бок. Свои апостольские труды они описывают в сочинении «Sibenicensis».

В 1384 г. два друга, как верные сыны св. Франциска, едут нести Слово Божие в Палестину. К этому времени францисканцы уже становятся хранителями святых мест христианства. Прибывшие из Боснии священники оказываются в монастыре св. Стефана, располагавшемся неподалеку от горы Сион. Здесь они и живут в течение восьми лет, подчиняясь Уставу и исполняя самые обычные монастырские обязанности. Здесь они знакомятся с двумя другими братьями, с которыми им предстоит разделить мученический венец: Петром Нарбоннским и Стефаном из Кунео.

Брат Петр был из провинции Ордена в Провансе (Франция). Он был из тех, кого вдохновила реформа бл. Паоличчио Тринчи, призывавшего к большей суровости и возращению к духовности первых дней францисканства. Петр в своем искреннем желании следовать воле Божией, пришел с юга Франции в Умбрию, где в это время находился бл. Паоличчио, и поселится в одном из основанных им скитов. Но и на этом он не смог остановиться и, следуя желанию, жившему в сердце самого Ассизского Бедняка, отправился в Палестину, чтобы проповедовать мусульманам.

Брат Стефан родился в Кунео (Италия), к Ордену присоединился в провинции Лигурии. После принесения вечных обетов восемь лет он проработал на Корсике. А затем с разрешения руководства направился в Святую Землю.

Этих четырех братьев не удовлетворило просто проживание на земле, по которой ступали ноги Спасителя и апостолов. Они не желали примириться с тем, что мусульмане не идут ни на какие контакты и решили, что необходимо выступить со словами проповеди перед руководством Иерусалима, чтобы быть услышанными. Посвятив несколько лет подготовке этой акции, братья обратились к нескольким богословам и историкам, чтобы приводимые ими доводы имели больший вес и подкреплялись историческими примерами и параллелями. Свою речь они написали на двух языках - арабском и латыни.

11 ноября 1391 г. четыре миссионера отправились к кади, правителю и верховному судье Иерусалима, и стали доказывать ему, что Иисус Христос, в отличие от Мухаммеда, не просто пророк, но истинный Бог. «Господин кади, — начиналась их речь, — прислушайтесь к словам нашим, ибо то, что мы собираемся сказать вам, принесет вам пользу, сделает вас свободным от всякой лжи и освободит ваш дух». Отважные францисканцы убеждали кади, не только цитируя Евангелие, но и приводя цитаты из Корана. Их доводы были столь убедительны, что многие из присутствующих мусульман усомнились в истинности своей веры и с изумлением слушали европейских проповедников, говорящих на их родном языке, столь хорошо знающих исламское богословие и столь уверенно обличающих его. Кади же и его окружение пришли в ярость. Убедившись, что францисканские проповедники психически здоровы, не пьяны и не одержимы, он приказал бросить их в тюрьму и казнить через несколько дней. 14 ноября 1391 г. четыре миссионера отдали свои жизни за Христа. Перед смертью кади спросил их, не раскаиваются ли они в сказанных словах, но францисканцы ответили, что не боятся смерти. «Единственное желание наших сердец, чтобы вы покаялись, оставили прежнюю веру и приняли крещение, признав Иисуса Христа». Пришедшая посмотреть на казнь толпа возмутилась до такой степени, что обнажились мечи. Мучеников растерзали возле Яффских ворот. Даже пепел их был развеян. О. Геральдо Гальвети, гвардиан Кустодии Святой Земли, в своем отчете руководству подробно описал произошедшие в Иерусалиме события.

Буквально сразу появляется почитание этих братьев. Но Папа Лев XIII в 1889 г. возносит на алтарь только Николая Тавелича, как лидера и вдохновителя братьев. Кроме того, о. Николай становится первым хорватским блаженным. В 1966 г. Папа Павел VI причислил к лику блаженных и трех остальных братьев. А 21 июня 1970 г. тот же Павел VI провозглашает их святыми.

Св. Николай Тавелич стал первым святым из Хорватии, покровителем Хорватии. Все четыре миссионера стали первыми мучениками – святыми покровителями Кустодии Святой Земли.

Анна Гольдина