Дариуш Харасимович OFMConv
Когда я был подростком, в моем родном приходе Св. Станислава во время Великого поста проповедовали вербисты. Это были миссионеры с разных континентов и они говорили о Христе. До сих пор помню яркие рассказы этих священников, хотя мне было лет десять или двенадцать. Великий пост – это очень интересное время познания Господа, погружения в Его тайну, в сущность христианства и искупления. Это ни в коем случае не грустное время. Если мы откроем «Римский миссал», то в первой великопостной префации увидим призыв «с радостью готовиться к Пасхе». Это не период лишь для аскезы, на это тоже есть время, но это не самое важное. Во вступительной молитве на первое воскресенье Великого поста есть такие слова: «Всемогущий Боже, помоги нам во время ежегодного поста Святой Четыредесятницы достичь сокровенного познания Христа и являть Его достойной жизнью». Эти слова нам говорит Церковь.
К чему мы готовимся эти сорок дней, к какому-то грустному событию? К самому радостному событию! Покажите мне большую радость, чем радость Христова воскресения! Нет более великой радости, чем радость о том, что Христос воскрес, победил смерть и сатану и искупил род человеческий. Радость Рождества – как бы в тени креста. Мы это ощущаем в рождественских колядках: в них есть мотив грусти, потому что Христос родился, чтобы умереть за наши грехи. А вот радость воскресения беспредельная, окончательная.
Великий пост – это время серьезное. Наше внимание нужно обратить на что-то более важное, чем внешняя радость и развлечения. Почему это серьезное время? Как минимум по двум причинам. Первая причина – то, что серьезна любовь Господа: она беспредельная, до креста, до смерти. Он взял крест, взошел на него, умер и воскрес ради нашего искупления. Он сам говорит, что нет больше той любви, когда кто-то полагает жизнь за друзей своих.
И вторая причина: одновременно очень серьезна ненависть нашего врага, сатаны. Он никогда не устает искушать нас, хочет ввести нас в геенну огненную, чтобы мы не были спасены. Как говорит апостол Петр, сатана ходит «как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Петр 5, 8). Бог не устает любить, сатана не устает ввергать нас в искушения и подталкивать к злу. Это правда нашей веры и жизни.
Время Великого поста предназначено для того, чтобы, с одной стороны, мы заметили любовь Господа и доверились этой любви и, с другой стороны, дали отпор искушениям злого духа, вели сражение со злом наподобие того, как Иисус сражался с искушениями в пустыне.
Беда нашей веры заключается в том, что мы часто остаемся на уровне ребенка, который готовится к первому Причастию: помним несколько выученных фраз о Боге и молитв и с этим потом идем по жизни. Мы неспособны ответить на вызовы жизни, потому что у нас нет зрелости веры, мы застряли на внешнем – на традиции, обычаях, но не пошли вглубь. Апостол Павел часто в своих посланиях призывает нас познавать Господа: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте» (2 Кор 2, 14). «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?» (Гал 4, 9). И самые, наверное, известные слова апостола Павла из Послания к филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп 3, 8). Наша жизнь на земле и Великий пост – для того, чтобы войти в действительность Богочеловека, в действительность искупления.

А сейчас обратимся к нашему герою – Закхею. Его историю мы находим в Евангелии от Луки: «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19, 1–10).
Очень любопытна история этого человека, который в считанные минуты получает спасение. Спасение – это смысл нашей жизни. Не искупление, а именно спасение. Искупление – это то, что сделал Господь вне зависимости от нашей воли, из Своей великой любви: стал человеком, страдал, умер и воскрес. Господь открыл нам двери в Царство Божие, все совершилось на кресте без нашего участия. А спасение – это наш ответ на то, что Господь сделал. Двери открыты, Христос за нас умер и воскрес, вот Евангелие – Благая весть о Христе. Хочешь – прими это, не хочешь – это тоже твой выбор. Если хочешь и принимаешь это через крещение, то следуй этому до конца своей жизни. Ничего более совершенного, чем спасение, не существует: вечная жизнь с Богом в Его Царстве.
И как это случилось: что этот человечек в Иерихоне получил спасение? Он для нас – пример в сокровенном познании Господа и Его тайны. Что такое разглядел Закхей в Иисусе из Назарета, что Господь с радостью произносит слова о его спасении: «Ныне пришло спасение дому сему»?
Давайте посмотрим на Закхея. Что его отличает? Может, нам будет полезно узнать что-то из его жизни и это нам поможет так же пригласить Господа в свой дом. Или Он сам придет туда, как пришел к Закхею.
Первое, что говорится о Закхее: «… начальник мытарей и человек богатый». Мало ему было власти и богатств этого мира. Не получал он удовлетворения от своей обеспеченной жизни, наверное, думал: «Что-то еще должно быть…». Вероятно, люди кланялись ему при встрече, а потом плевали на него за спиной, ибо не любили Закхея, он был грешником в глазах людей, потому что скопил свое богатство на обмане и человеческих слезах. Но Закхей, живя богато и имея власть, мог закрыть глаза на людскую нелюбовь. Но нет, он ищет чего-то еще. Это очень важно и в нашей жизни: чтобы мы всегда искали, не стояли на месте.
Господь говорит Аврааму выйти из земли своей (Быт 12, 1). Выйти из привычного, искать новое и уповать, что все будет хорошо – к этому призывает Господь. В старом фильме «Авраам» есть сцена, когда к Аврааму приходит его родной брат. У брата есть жена, много детей, он преуспевает в жизни. У Авраама детей нет, они с Саррой уже пожилые. Брат говорит Аврааму, что тот неправильно живет, раз не благословлен Богом. И предлагает ему начать молиться божкам из глины. Авраам слушает в согбенной позе и вдруг вскакивает, глаза горят: «Да я молился! Но эти боги молчат, не отвечают мне! И я чувствую, что должен быть еще какой-то Бог, которого мы не знаем».
Закхей подталкивает нас к поиску Бога. Он, богатый и имеющий власть, недоволен жизнью, какая-то пустота у него в сердце. И кажется, он ищет Иисуса не для того, чтобы еще больше разбогатеть или усилить свою власть, он «искал видеть Иисуса – кто Он». Это очень важный момент в нашей христианской жизни. Молимся ли мы так, чтобы познавать Господа, чтобы «стремиться к сокровенному познанию Христа», как говорит нам Церковь и учит апостол Павел? Не только во время Великого поста, любая наша молитва должна быть об этом, потому что небо и земля пройдут и для нас наступит вечность с Господом. И только Он там будет иметь значение. Мы должны на земле, в этой долине слез, научиться познавать Господа и полюбить Его, а любя – еще глубже познавать… Чтобы мы не были как царь Ирод Антипа, который ждал от Иисуса чуда (ср. Лк 23, 8–12). Или как богатый юноша, который спросил Иисуса: «Учитель благой, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк 10, 18). Кажется, все правильно. Только вот вечную жизнь богатый юноша понимал как нечто, что можно обрести своими усилиями, знаниями. Иисус это заметил и подсказал юноше: «Еще одного недостает тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк 18, 22). Юноша расстроился и ушел грустный.
Мы попадем в Царство Божие не собственными усилиями, а прежде всего благодаря Крови Христа, Его ранам, смерти и воскресению. Нам не надо «зарабатывать» Царство Божие, как некоторые ошибочно думают. Возможно, мы тщательно исполняем заповеди, но остаемся грустными, чего-то нам не хватает, потому что мы не ищем Господа, как искал Закхей. Или как Авраам, который рискнул, вышел из своего родства, оставил известный ему мир, спокойный и безопасный, и ушел в неизвестное, доверившись Господу. Поэтому Авраам – отец веры. И чем-то Закхей похож на него. Он хотел увидеть Иисуса.
Однажды я услышал от одного брата-францисканца такие слова: «Молитва – это разговор с Богом и о Боге». Я на всю жизнь запомнил их и повторяю в разных ситуациях. Разговор с Богом и о Боге, ибо Он – самый важный, познание Господа – самое важное в нашей жизни. Ибо только если мы встретимся с настоящим Богом, каким Он есть, а не с иллюзией или неверным образом Бога, только тогда будут плоды в нашей жизни. Или можно иначе сказать: молитва – это встреча с Господом и ради Господа. В молитве «Отче наш» мы видим эту триаду ценностей: «Твое царство, Твое имя, Твоя воля, а не моя».
У Закхея был живой интерес к Иисусу Христу. Он слышал, что Иисус – чудотворец, что Он воскрешает людей, интересно говорит. В печальной пустоте своей жизни, которая его не удовлетворяла, он идет дальше, на глубину. Может, ничего у Закхея и не получилось бы, если бы он не прилагал реальные усилия, чтобы действительно познать Господа, чтобы встреча с Ним произошла. И что Закхей делает? Он не мог увидеть Иисуса за народом, потому что был мал ростом. Закхей забежал вперед и влез на смоковницу – это самый прекрасный момент в этой истории! Во-первых, символический, ведь мы тоже «малы» из-за своих грехов. И из-за своего греха мы часто ошибаемся, не видим нашу жизнь в широкой перспективе. Мы не видим не только Бога, но и человека часто не видим, ничего не видим «дальше собственного носа». Мы «малы» из-за своих слабостей, греховных привычек, незрелости и инфантильности. Но, несмотря на нашу малость, мы любимы Богом.
Иногда человек как бы искусственно расширяет свою малость во время Великого поста, наслаждаясь страданиями и аскезой, осознанием своей греховности. И так ему тяжко из-за реальных грехов, а при таком подходе все становится невыносимой ношей. На нашу малость нужно смотреть в перспективе того, что Бог нас, грешников, любит и ради нас пришел на землю. Видеть свой грех – это важно, но важно видеть и любовь Господа, только так будет равновесие. И, наоборот, если мы не будем видеть своего греха и только говорить о любви Господа, это тоже будет неправильно.
Смоковница в истории о Закхее – символ всего того в нашей жизни, благодаря чему мы можем встретиться с Богом. Это Священное Писание, читая которое мы познаем Бога, несмотря на нашу греховность. Это святая Церковь, мистическое Тело Иисуса Христа. Подобно апостолу Петру, мы можем сказать: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин 6, 68). Люди смеялись над Закхеем, который залез на дерево. Возможно, над нами тоже кто-то смеется, потому что мы молимся и ходим в храм, верим в Бога. Может быть, кто-то с насмешкой скажет нам: «Ну, ты с ума сошел, ударился в религию в ХХI веке». Закхей рискнул, потому что для него важнее репутации, важнее всего было «увидеть Иисуса», познать Его.
Закхей – прекрасный образ человека, который переживает обращение, жаждет познать Того, кто сильнее и больше всего. Иоанн Креститель сказал: «Идет за мною Сильнейший меня» (Мк 1, 7). Великий пост – это прекрасный период литургического времени, чтобы мы погрузились в мир Церкви, чтобы мы «залезли на смоковницу» и увидели Бога, доверились Ему. И чтобы мы, глядя на свою жизнь, увидели в ней пустоту и грех, если там нет Бога. И многие так, через разочарование в этой жизни, приходят к вере. Немало святых, пережив разочарование, пришли к свету – Иисусу Христу.
Христианство – это история со счастливым концом. Какими бы ни были трудности на нашем земном пути, каким бы ни был наш крест, только от нас зависит, чтобы наша история завершилась счастливо. За тайной Христа и искупления стоит тайна великой любви, которая не имеет себе равных. Проявление этой любви в своей жизни встречает Закхей. Можно сказать, что Закхей сделал главное, и всемогущий Господь это оценил и увидел, ведь Он знает сердца человеческие. Закхей залез на дерево и жаждал увидеть Господа. Представьте себе эту ситуацию, «войдите» в Иерихон, увидьте эту толпу людей, которая смеется над Закхеем. Иисус приближается, и Он уже знает, что там на дереве сидит «обезьянка», жалкая и смешная в глазах мира. Тот, который врал, крал и всеми был не любим. Закхей в своем смирении, а он действительно смиренен, раз несмотря на свой статус залез на смоковницу, хотел лишь увидеть Христа. Господь это все заметил и оценил. И Он первым обращается к Закхею, наверное, остановившись под смоковницей. И говорит: «Закхей!». Как потом после воскресения назовет по имени Марию Магдалину, Симона… Каждого знает Господь по имени. Самое восхитительное и важное в христианстве то, что не мы ищем Бога, а Господь первый идет к нам, Он всегда первый как источник всего, Он первый каждого из нас возлюбил. Еще до момента нашего зачатия в утробе матери Господь уже каждого из нас знал. Он – наша «мама» и «папа», наш самый «родной». Мы всегда должны стремиться к тому, чтобы Бог был родным для нас, всегда главным в нашей жизни.
Иногда женщины говорят: «Я еще не нашла своей второй половинки в жизни». Даже порой монахини удивляются, когда я объясняю: «Ваша вторая половинка – Господь». Господь – «вторая половинка» человека! Потому что мы для Него живем, Он первым нас возлюбил и первым выходит нам навстречу. Вспомните притчу о блудном сыне. Сын принял решение вернуться в дом отца, и отец побежал ему навстречу, распознал его издалека. Хотя сын, наверное, изменился, похудел, раз чуть не умер с голоду. Это, наверное, самая красивая история о нашем небесном Отце.
И вот Господь тоже первым замечает Закхея, останавливается и говорит ему: «Закхей!». Представьте себе ситуацию, что Бог самым нежным образом обращается к вам по имени, ведь так будет в Царствии Божием. Будет встреча с воскресшим Господом. Он будет другим, чем был во время земной жизни, но это Он – Господь. В этом убеждались апостолы, когда Иисус являлся им после воскресения, видя его раны от гвоздей и копья солдата, хотя внешность Его была таинственно другой. Господь приходит к ученикам, чтобы они убедились в его воскресении. Раны Христа в Царстве Божьем не исчезнут. Помните образ Иисуса Милосердного, написанного по просьбе св. Фаустины? Христос там – в движении, обращенный к миру и человеку, победивший смерть. Красный и бледный лучи выходят из Его сердца. И на образе хорошо видны Его раны. Эти раны будут вовеки говорить нам о безграничной любви Господа. Церковь призывает нас открыть сокровенную тайну Иисуса Христа, и прежде всего это касается искупления и любви Господа Бога.
Иисус говорит Закхею: «Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Огромное счастье постигло Закхея: Иисус не ругает его за грехи, а хочет прийти к нему в гости. Как удивительна Божья любовь! Разбойник на кресте, распятый вместе с Христом, был, скорее всего, убийцей, но достаточно было, чтобы он увидел в правде Христа и себя, грешника, – и Иисус принимает его просьбу. Может быть, Дева Мария Своей заступнической молитвой подтолкнула разбойника к покаянию и этим словам: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк 23, 42). Богословы говорят, что когда душа человека встретится с Господом, то в один миг поймет, что Бог есть любовь, только любовь, и что Он всегда нас любил. Другой разбойник гордо заявил: «Если ты Христос, спаси Себя и нас». В нем не было сокрушения, не было правды. И вот Господь говорит первому разбойнику слова, которые потрясают: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мою в раю» (Лк 23, 43).
Любовь Божья огромная и таинственная. Библия многократно это подчеркивает. Пророк Исайя говорит: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис 49, 15). Иисус скажет Никодиму: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16). Но мы часто эту непостижимую любовь Бога представляем как какую-то всеобщую: «Бог умер за всех людей, и меня тоже любит». Но это не так. Образ любви Божьей подобен отношениям между мужем и женой. Эти отношения исключительные, и любовь Божья тоже исключительная. Бог – всемогущий в Своей любви, поэтому Он может так любить. Каждого из нас Бог любит как единственного, до конца, каждого – индивидуально, только такая любовь может утолить нашу жажду любви. И мы приглашены открывать эту Божью любовь в нашей жизни, доверяться ей, как это сделали Закхей и разбойник на кресте. «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20, 29), – говорит Христос. И правильно поступает тот, кто до конца уповает на Его любовь, на Его присутствие в жизни, на то, что Бог видит каждого из нас в нашей малости.
Смыслом жизни является не любовь вообще, а любовь Божья. «Как это так?» – часто удивляются люди. Если Бог – на главном месте в нашей жизни, то все остальное будет на своих местах. Нам нужно сбросить с «пьедестала» нашей жизни самих себя, ложные ценности, другого человека, если он стал для нас больше Бога, и пригласить Господа в свой дом. Он хочет войти. Не Закхей пригласил Иисуса, он даже не смел об этом думать. Наш мир попал под влияние ложной антропологии, представляющей человека как вершину всего. Если мы не принимаем истины Евангелия, не слушаем то, что говорит Церковь, в нашей жизни будет много проблем.
Закхей ощутил прощающую любовь Иисуса. За Его просьбой сойти с дерева Закхей услышал: «Я люблю тебя, Закхей, ты для меня самый важный, ты Мой сын. Все могут забыть о тебе, а Я не забуду». И Закхей «с поспешностью» сошел с дерева. Нам тоже нужна такая поспешность, чтобы принять Господа, потому что времени мало. И у нас есть шанс с доверием отнестись к Господу, несмотря на наши сложные судьбы, наши раны, как и Иисус на кресте с доверием говорит: «Отче, в руки Твои предаю дух мой». Иисус уповает до конца и побеждает.
И если у нас в сердце есть такое упование, то возможны и нравственные изменения в нашей жизни. Закхей увидел, что Иисус его любит таким, какой он есть. И тогда наступает момент обращение, «метанойи»: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк 19, 8). Только когда в нашем сердце есть Бог и мы чувствуем Его любовь, возможны перемены, радость и счастье. Своими молитвами, участием в литургии и духовных упражнениях мы не зарабатываем любовь Бога, а отвечаем на нее. Вся наша жизнь призвана быть ответом на Божью любовь.
Иисус отвечает Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему… ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19, 9–10). Из всех тайн нашей жизни самая важная – тайна Божьей любви. И нам дан шанс полюбить Господа всем своим человеческим сердцем. И в сердце Господа мы обретем все другие виды любви: к родным, к жене и мужу, к детям…
* Подготовлено по материалам великопостных духовных упражнений